Нравственность — термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики[1]. В более узком значении нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида[2].
Содержание
[убрать]
* 1 Нравственность и мораль
* 2 В марксизме
* 3 См. также
* 4 Примечания
* 5 Литература
* 6 Ссылки
[править] Нравственность и мораль
Не существует единства мнений по поводу соотношения нравственности и морали. Нередко нравственность трактуется, как синоним морали, но со времени Гегеля принято различать мораль (нем. Moralität, англ. moral, morality) и нравственность (нем. Sittlichkeit, англ. morals, virtues). Согласно разделению этих понятий, нравственность является внутренней установкой человека — в отличие от морали, которая (наряду с законом) является только внешним требованием к поведению индивида. Потому о морали говорят, что она «является протезом нравственности».
Именно с нравственностью связано различение добра и зла при условии, что индивидуумом признаются эти категории. В отличие от пользы и вреда, добро и зло связаны с намеренностью некоторой свободной воли.
Нравственность и мораль изучается специальной философской дисциплиной — этикой.
[править] В марксизме
Цитатой из работы «Карл Маркс о французском материализме XVIII века» в собственном переводе Плеханов показывал научную основу марксистского учения о нравственности: «Если человек черпает все свои ощущения, знания и т. д. из внешнего мира и из опыта, приобретаемого от этого мира, то надо, стало быть, так устроить окружающий его мир, чтобы человек получал из этого мира достойные его впечатления, чтобы он привыкал к истинно человеческим отношениям, чтобы он чувствовал себя человеком. Если правильно понятый личный интерес есть основа всякой нравственности, то надо, стало быть, позаботиться о том, чтобы интересы отдельного человека совпадали с интересами человечества. Если человек не свободен в материалистическом смысле этого слова, то есть если его свобода заключается не в отрицательной способности избегать тех или иных поступков, а в положительной возможности проявления своих личных свойств, то надо, стало быть, не карать отдельных лиц за их преступления, а уничтожить противообщественные источники преступлений и отвести в обществе свободное место для деятельности каждого отдельного человека. Если человеческий характер создается обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать эти обстоятельства достойными человека»[3].
[править] См. также
* Категорический императив
[править] Примечания
1. ↑ Апресян Р. Г. Нравственность // Новая философская энциклопедия. — М.: Мысль, 2000. — Т. 3.
2. ↑ Гусейнов А. А., Иррлитц Г. Краткая история этики. — М.: Мысль, 1987
3. ↑ ФЭБ: Плеханов. Карл Маркс и Лев Толстой. — 1952 (текст)
[править] Литература
* Адорно Теодор В. Проблемы философии морали / Пер. с нем. М. Л. Хорькова. — М.: Республика, 2000. — 239 с. — (Б-ка этической мысли). ISBN 5—250—02744—Χ
* Гусейнов А. А., Иррлитц Г. Краткая история этики. — М.: Мысль, 1987
* Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. -К.: «Рад. шк» 1985.-557 с.
[править] Ссылки
Логотип Викисловаря
В Викисловаре есть статья «нравственность»
* tereme.ru «нравственность» в словарях
* Этимология и генезис терминов «этика», «мораль», «нравственность»
* Нравственность, мораль и этика